Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород – город с богатой историей. Количество достопримечательностей велико. Отдельно особое место занимает Чкаловская лестница. Она берет начало от памятника Валерию Чкалову и ведет вниз к реке и причалу катера «Герой». Помимо удачного расположения, лестница славится оригинальным конструктивом.
История Чкаловской лестницы
Достопримечательность сравнительно молодая, ее возвели только в середине ХХ столетия. Прежде, 3 веками ранее, на этом месте был женский монастырь, который в начале ХIХ века пережил пожар, что послужило его переносом за черту старого города. То, что осталось от монастыря было снесено, а освободившиеся территории вошли в состав Благовещенской площади. В 30-40-х годах ХIХ места посещал император Николай I, визит которого дал вторую жизнь месту: Воложинский откос привели в порядок, засыпали овраги, склон обложили дерном. Одновременно была построена набережная. Сегодня она именуется Верхневолжской, а тогда – Георгиевской.
С обеих сторон набережной были сооружены съезды Казанский и Георгиевский. Последний начинался от Благовещенской площади. Внизу также была построена набережная – Нижневолжская, но крутой склон все равно стоял на пути горожан к реке, попасть к которой из центра города в кротчайшие сроки было практически невозможно. Но до революции решать эту проблемы власти не стали. Только в середине ХХ столетия, в том числе по причине ряда исторически значимых событий, начались изменения.
Валерий Чкалов – известный летчик испытатель был знаменитым и почетным уроженцем нижегородской земли. Он часто посещал свою малую родину и во время одного из визитов на прогулке с другом скульптором Исааком Менделевичем занялся выбором места для размещения постамента в честь другого известного нижегородца – Максима Горького. Выбор пал на тот самый выступ, откуда открывался прекрасный вид на волжские просторы. Памятнику писателя появиться на том месте, правда, было не суждено.
В 1938 году по причине неудачного испытательного полета на новом самолете трагически погиб Чкалов. Было принято решение на том месте поставить памятник именитому советскому летчику. В 1940 году бронзовый постамент был установлен.
В то же время зампреду горисполкома Шульпину Александру пришла в голову идея соединить две набережные посредством монтажа парадной лестницы. Она же стала коротким путем от центра старого города к Волге. Проект был поручен молодому архитектору Святославу Агафону, который позже прославиться и другими своими работами.
Изначально проект лестницы предполагал помпезный архитектурный ансамбль, включающий фонтаны, вазы и скульптуры. Канун Отечественной войны поставил крест на такой идее.
Однако в военное время Шульпин занимает пост председателя Горьковского горисполкома. Идея его на тот момент так и не покинула и он возвращается к ней. В 1943 году ему одобряют строительство, в том числе и по той причине, что административно-террриториальный центр восстанавливался после разрухи и на это выделялись не малые средства.
Первое название лестницы – Сталинградская, позже – Волжская. В народе же ее до сих пор именуют Чкаловской.
Архитекторами по результатам конкурса стали ленинградцы Лев Руднев и Владимир Мунц, которые также в свою команду пригласили нижегородского архитектора Яковлева Александра. Последний участвовал в конкурсе, но занял второе место, уступив победу ленинградцам.
Яковлев участвовал в создании лестницы и в качестве главного инженера. Пригодился его опыт в создании бомбоубежищ и прочих военных объектов. Это позволило при помощи лестницы решить проблему разрушительных оползней.
Строительство растянулось на 5 лет с 1944 по 1949 годы. Помимо местных жителей, к строительству привлекались пленные немцы. По окончанию стройки людям было представлено неординарное сооружение.
При спуске от памятника Чкалову пролеты расходились в стороны и встречались на двух смотровых площадках, от которых прямым маршем вели прямо к реке. Смотровые площадки были декорированы барельефами, обелисками и балюстрадой.
Бытует мнение, что кольца, которые образуют лестничные марши сверху от смотровых площадок, олицетворяют Сталинград, окруженный немцами, а нижние прямые марши – это прорыв осады.
Стоимость работ по возведению сооружения обошлась в немыслимую по тем временам сумму, за что ряд чиновников и в том числе Шульпин были обвинены в растрате и отправлены в лагеря. После смерти Сталина последнего освободили и по возвращению на малую родину он занял пост главы городского архитектурного бюро.
Длина Чкаловской лестницы настолько велика, что она занимает первое место по данному показателю в России. Высота Чкаловской лестницы также выдающаяся, она в 3 раза превышает Потемкинскую лестницу в Одессе.
Сколько ступеней на Чкаловской лестнице зависит от того, как считать. Так, если учесть круговые пролеты, то 560, а если исчислять по прямой, то только справа их 442. Количество ступеней по левой стороне в разных источниках отличается. Подсчет ступенек Чкаловской лестницы – любимое занятие туристов.
В народе гуляет история про тайну третьей ступени Чкаловской лестницы. Утверждают, что если спуститься от памятника летчику на три ступеньки по боковой лестнице, то он предстанет в пикантной позе. Объяснение феномену «тайны Чкаловской лестницы» самое простое – все дело в ракурсе, с которого приходится смотреть на летчика с третьей ступеньки.
Создание подобного шедевра сегодня заняло бы гораздо меньше времени. Все потому, что сегодня вариантов облицовки для ступеней огромное множество. В числе передовых монолитные инновационные накладки на ступени С3 от ООО «Инноформа». Они просты в монтаже и не требуют сложной работы по подготовке основания. С3-ступени имеют легкий вес, прекрасно режутся простыми инструментами под нужный размер и могут быть установлены бригадой из 2 человек.
Вариантов оформления накладок много, поэтому итоговый вариант конструкции может получиться не менее интересным и эффектным, чем та же Чкаловская лестница, но более:
- Надежным;
- Долговечным;
- Прочным;
- Безопасным.